Письмо в прошлое
02.02.2011
В детстве меня, как и многих детей моего поколения, занимала одна странная, но не лишенная смысла игра – «Письмо в будущее». Мы писали нашим ровесникам, которые будут жить через сто-двести лет, описывали свои увлечения, задавали им вопросы, на которые тут же находили гипотетические ответы сами, отчаянно фантазировали, мечтали о способах перемещения во времени с надеждой увидеть реакцию адресатов на наши письма. Сегодня меня гораздо более интересует прошлое, особенно прошлое конкретных выдающихся людей разных эпох, их взгляд на нашу безнадежно прагматическую жизнь, людей. Действительно ли мы по-прежнему такие же, как во времена Вергилия и Катулла, революции и НЭПа и только «квартирный вопрос» нас испортил, как сказал известный всем классик? А напишу-ка я письмо в прошлое выдающемуся моему земляку. Кто знает, а вдруг?
Владимир Иванович Даль!
Нелегко подобрать слова, чтобы обратиться к Вам, человеку такой величины и значимости, человеку 19 столетия. Какое уместно обращение? Может быть «милостивый государь Владимир Иванович» или «Ваше высокородие»? Слишком мы отдалены во времени, но еще больше – в понимании тонкости слова, словесного этикета, уважения к речи.
Недавно в одной из книг, посвященной Вам, я прочитала очень красивую легенду, о том, что именно в день смерти Александра Сергеевича Пушкина, Ваш будущий словарь пополнился еще одним словом, словом «бессмертие». «Бессмертие – непричастность смерти, свойство неумирающего, вечно сущего, живущего; жизнь духовная, бесконечная, независимая от плоти. Всегдашняя или продолжительная память о человеке на земле, по заслугам или делам его. Незабвенный, вечнопамятный». Мне кажется, я нашла нужное обращение.
Незабвенный, вечнопамятный Владимир Иванович Даль!
Хочется задать вопрос, который я пытаюсь разрешить для себя: как Вы почувствовали свое истинное призвание?
Трудно представить себе такого тонкого эрудированного человека как Вы в строю матросов на учебном судне «Феникс». Вы учились прокладывать курс корабля, преодолевая «морскую болезнь» и тяготы строевой службы. Вы не стали военным моряком как Ваш сокурсник известный адмирал российского флота Павел Нахимов, зато именно здесь, в морском кадетском корпусе в Петербурге, впервые составили словарь кадетского жаргона. Наверное, эти 34 слова, записанные в тетрадку, и повлияли на выбор жизненного пути.
Чем дальше я вчитываюсь в страницы Вашей биографии, тем лучше понимаю – Вы удивительный человек, кладезь талантов! За что бы Вы ни брались, все удавалось. Только по-настоящему талантливый человек мог одинаково хорошо выточить на станке необыкновенные шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла.
Только очень умный и смелый человек, получив одну профессию, мог кардинально изменить направление своей деятельности и стать врачом – так раскрывается еще одна грань таланта незаурядной личности. Меня восхищает Ваша преданность делу! В 1831 году в Каменец-Подольском вспыхнула эпидемия холеры, Вы были назначены заведующим карантинной зоной города, как настоящий ученый-исследователь не старались избегать контактов с больными людьми, чтобы определить степень заражаемости этой страшной болезнью. К счастью, судьба Вас сохранила для нас, Ваших потомков!
Всегда интересно знать родовые корни каждого человека, особенно человека великого и неординарного. Несмотря на неславянское происхождение, на иное вероисповедание, Ваши родители создали настоящую русскую семью, привили любовь и преданность родному краю, русской речи. «Гордитесь, что вы русские!» — эти слова часто звучали в Вашем доме.
Обидно становиться за нас, живущих сегодня в великой и славной стране, прародительницей которой была Киевская Русь, и не гордящихся тем, что мы – русские. «Где родился, там и пригодился», — так писали Вы в конце своей работы над словарем. Какие мудрые слова! Важно именно пригодиться, быть полезным дома, а не искать счастья и богатства в другой стороне, в чужом краю, как это делают сегодня многие наши с вами соотечественники.
Слова, слова, слова… Пятьдесят три года Вашей жизни были отданы титаническому труду — исследованию русской речи, «живому» языку. Языку, к которому сегодня отчасти утрачено и должное уважение и интерес. К сожалению, к словам сегодня мы, Ваши потомки, зачастую относимся как-то несерьезно, не задумываясь, на бегу, не замечая ошибок, неточностей, а часто и грубых слов, засоряющих не только речь, но и мысли. А ведь чем точнее и ярче человек говорит, тем убедительнее и понятнее он людям.
Более двухсот тысяч слов, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки собрали Вы в толковом словаре! А как невероятно сложно было не только отыскать диковинное слово, но и истолковать, объяснить его. Примечательна Ваша шутка по этому поводу: «Словарь не оттого назван толковым, что мог получиться бестолковым, а оттого, что слова разъясняет».
Так чувствовать русскую душу, не будучи русским по происхождению, наверное, мог только человек, который к этой душе душой прикипел!
А сегодняшние улицы Вашего родного города Луганска наполнены звуками мобильных телефонов, сигналами проезжающих машин, огнями рекламных щитов и, главное, речью людей, по-прежнему русскоязычных, но, увы, не русской речью. «Провайдеры», «супервайзеры», «имиджмейкеры», «консалтинг», «импичмент», «промоушен» — заморские «гости», которые пришли и надежно поселились в нашей речи. Исчезла из нее распевная мелодика, стала она стремительной, очень современной, но какой-то неживой, безрадостной и сухой. А заглянешь в словарь — и невольно улыбнешься: такие теплые, интересные и немножечко смешные там встречаются словечки: носохватка (очки), вежды (веки), шуица (левая рука), душесловие (психология).
Прожили Вы долгую и честную жизнь — такую, какой бы с лихвой хватило на несколько жизней. Мне почему-то кажется, что Вы были счастливым человеком и знали секрет настоящего бессмертия. «Жизнь дана нам на радость, но ее надо уметь отстоять, поэтому истинное назначение человека — …борьба со всем, что лишает человека радости», — эти слова были Вашим жизненным принципом.
Прошли годы, многое в жизни изменилось, но все там же стоит Ваш дом на бывшей улице Английской, все же люди интересуются словом и по-прежнему вспоминают Вас. А что может быть важнее этого?
Мысленно с Вами, незабвенный и вечнопамятный
Владимир Иванович, с огромным уважением
Ваша почитательница из XXI века.